Поиск информации по сайту
События
07.04.2010
Организация Национальных экспозиций Украины на международных выставках в Германии
В 2010 году Государственный информационно-аналитический центр мониторинга внешних товарных рынков "Госвнешинформ" Минэкономики совместно с Бюро делегата немецкой экономики предусматривает организацию Национальных экспозиций Украины на международных выставках в Германии, в частности: г.

г. Одесса, 65125, ул. Базарная, 47
Тел./факс: (0482) 36-45-86

Новости

Бензин по 70 копеек

Сколько должен стоить бензин в стране, недра которой полны нефтью? Дешево, ответит российский потребитель и укажет на страны Ближнего Востока. Но если вы что-то слышали о дешевизне бензина в Саудовской Аравии, то знайте - есть еще дешевле. В Венесуэле можно заправиться по три цента за литр.

Как пишет российское издание "Ведомости", по данным американской фирмы "AIRINC", оценивающей стоимость жизни по всему миру, в конце марта в Иране и Саудовской Аравии литр бензина в пересчете на американские доллары стоил 10 - 11 центов. В Ливии - 13 центов, в Кувейте - 30. На московских заправках цена уже переваливает за доллар. По этому показателю мы обогнали даже США - сопоставимое по качеству топливо стоит там 90 центов.

Дело не в жадности нефтяников и розничных торговцев. Стоимость производства топлива везде примерно одинакова. Разница в величине налогов, точнее, в позициях правительств. Одни стремятся быть социальными и популистскими (Венесуэла), другие хотели бы приблизить цену на бензоколонке к издержкам, которые несет общество, т. е. учесть в цене потери от внешних эффектов - загруженности городов, потери времени в пробках, вреда для экологии. Самый дорогой бензин в мире продается в нефтедобывающих странах - Норвегии, Великобритании и Нидерландах. Местные автолюбители вынуждены выкладывать по $2,2 - $2,3 за литр, из которых около 60% идет в государственный бюджет.

В России ситуация похожая - налоговая составляющая в розничной цене бензина превышает 56%. Но при этом, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, стоимость топлива внутри России определяется не соотношением местного спроса и предложения, а динамикой мировых цен на нефть. Происходит это потому, что с 2003 года налог на добычу нефти (НДПИ) привязан к мировой цене. Но облагается вся добытая нефть, а не только та, что идет на экспорт. И поэтому каждый квартал вслед за мировой ценой растет налог и цена нефти на внутреннем рынке.

Правительство пообещало нефтяникам серьезное снижение НДПИ с 2009 года. За счет льгот и изменения формулы налога отрасль сэкономит 104,1 млрд. руб. в 2009 году и 112 млрд. руб. в 2010 году, подсчитал Минфин. Бензин перестанет дорожать? Нет, хором говорят эксперты. Причина - в структуре российской нефтяной отрасли, поделенной десятком вертикально-интегрированных компаний.

В каждой компании есть производственная цепочка: добыча нефти - переработка - сеть заправок. На независимых заводах перерабатывается лишь 15% нефти. Поэтому множества покупателей и продавцов, необходимых для полноценного рыночного ценообразования, попросту нет. И несмотря на снижение НДПИ, внутренняя цена сырья по-прежнему будет следовать за мировой. Нефтяные компании стремятся получать равную доходность внутри страны и за рубежом. А независимые заправщики не могут повлиять на ситуацию, поскольку покупают топливо у тех же вертикально-интегрированных компаний.

Дешевый бензин для популистски ориентированного правительства важнее дешевого хлеба. Ведь рост цен на топливо подгоняет инфляцию. Авторитарным правителям легко: они без лишних церемоний либо берут под контроль государства всю цепочку от скважины до заправки и устанавливают цены по своему усмотрению, либо субсидируют стоимость бензина внутри страны за счет экспортных сверхприбылей.

Премьер Владимир Путин не может себе позволить жесты Уго Чавеса. А рыночные механизмы в российской ситуации не действуют. Административные методы тоже не работают: заморозка цен обычно заканчивается их резким ростом.

Но, может быть, цена и правда естественный регулятор? Разгрузятся дороги, улучшится экология. Но "Norwegian Petroleum Industry Association" констатирует, что повышение налогов и, соответственно, цен на бензин в Норвегии не привело ни к массовому переходу на общественный транспорт, ни к уменьшению продаж автомобилей, ни к сокращению поездок. Та же картина и в России: по данным Росстата, граждане с каждым годом покупают все больше автомобилей (ежегодный рост - около 25%). Ездить тоже меньше не стали - на один автомобиль в среднем приходится 31 л бензина в неделю, как и два года назад. Зато в обеих странах растет доля дорогих автомобилей, потребляющих меньше бензина, и машин с дизельными двигателями. Вот такой ответ.

Инф. liga. net



Предыдущие новости: На угольных шахтах Украины введен режим особого надзора
В Запорожье создано СП по производству вспененных полимерных изделий
Франция призывает увеличить добычу нефти и газа
Газпром не позволит Тимошенко увеличить стоимость транзита газа
Сергей Путмин: Тюменская область может стать регионом активной переработки древесины
© 2010 ОРТПП | Разработка: Инт-Медия, BPanel CMS